Тюркская металлургия и японский меч-катана. / Казахи / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него.












Казахи



Основные темы: история и традиции; менталитет и особенности; наши за рубежом; родственные связи; дружба между народами.

Блог kazakhs
Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



Тюркская металлургия и японский меч-катана.

Мне уже как-то доводилось писать о том, что начиная с XX века  накопление в исторической науке целого пласта неевропейского материала стало менять привычное представление об истории как едином мировом историческом процессе. Господствовавшая на тот момент теория европоцентризма утверждала, что вся известная человечеству современная культура, а также наука, технология, философия, право и т. д. создана западной цивилизацией, а вклад других народов является второстепенным и незначительным. Известный немецкий философ О. Шпенглер критикуя концепцию "птолемеевой системы истории", основанной на европоцентризме, указывает на тезис, в рамках которого считается, что корни современной западной цивилизации восходят к Древнему Риму или Древней Греции,а  период процесс культурной эволюции Средневековья замалчивается.Более того, "европоцентризм" выработал в научном сообществе определенные фобии в отношении некоторых других теорий. В частности, к гибридной египетски-семитско-греческой теории профессора Корнельского университета М. Бернала.

Пожалуй, в этом смысле, одной из самых устойчивых фобий доставшееся современному миру, проявления которого продолжают наблюдаться и по сей день на обширном пространстве, является тюркофобия. В рамках доктрины отвержения древнетюркской истории стало рассматриваться прошлое народов восточной и южной России, Северного и Южного Кавказа, Малой, Средней и Центральной Азии, отказывая в праве на древнюю историю собственных земель.

Но, несмотря на усиленную подгонку прошлого под лекала политизированных "индоевропейских" теорий, на просторах континента от Японии до атлантического побережья Европы оставались десятки тысяч немых свидетелей подлинной истории– характерных погребений, известных в научной и популярной литературе под тюркским названием "курганы". Поэтому, прекрасно понимая, что столь характерная особенность является серьезнейшим аргументом в пользу древнетюркской истории на Евразийском пространстве, в рамках "индоевропейской" школы были выдвинуты гипотезы о неких древних индоевропейцах, среди которых где-то в зоне Восточной Европы якобы впервые зародился обычай хоронить умерших в курганах.

Между тем, обнаруженные в этих курганах "скандинавские", "орхоно-енисейские" и "иссыкские" письмена показали отчетливую схожесть с руническим письмом Нового Света. Более того, уже имеются конкретные языковые доказательства тюркских корней североамериканских индейцов сиу и их культуры, подтверждая гипотезу о том, что коренные амери­канцы прибыли сравнительно недавно через Берингов пролив из Старого Света. Еще в середине XIX века американский ученый Фредерик Льюис Отто Рериг (1819-1908), уроженец Пруссии, лектор королевской восточной академии Франции интересовался не только восточными (в том числе и тюркскими) языками, но и языками индейцев Америки. На основании сравнительного анализа языка сиу с тюркскими О. Рериг приходит к выводу, что язык индейцев сиу "относится к урало-алтайскому семейству языков, а в этом семействе ближе всего стоит к тюрко-татарской группе", что индейцы сиу Америки являются переселенцами из "Великой Азии". В наше время, доктор филологических наук А. Г.Каримуллин подготовил и издал небольшую, но очень ценную в научном отношении книгу "Прототюрки и индейцы Америки: По следам одной гипотезы" (М., 1995), в которой многочисленные лингвистические факты доказывают общее происхождение тюркских и индейских этносов.

Новые генетические исследования, проведенные группой антропологов из Университета Пенсильвании в сотрудничестве с кандидатом биологических наук Людмилой Осиповой, заведующей лабораторией популяционной этногенетики Института цитологии и генетики СО РАН, также подтвердили, что североамериканские индейцы имеют алтайские корни.Соответствующая статья опубликована в журнале American Journal of Human Genetics. Анализ ДНК различных народностей, населяющих Алтай, проведенный современной техникой, позволил ученым изрядно прояснить вопрос о связи Алтая с Северной Америкой, о том, кто именно ее заселял и когда это произошло. Авторы работы сравнивали эти образцы ДНК с теми, что были получены от индейцев, жителей Южной Сибири, Центральной и Восточной Азии, а также Монголии. У жителей Южного Алтая они обнаружили мутацию, свойственную женщинам из числа североамериканских индейцев. Судя по митохондриальным ДНК, свой вклад в заселение Северной Америки внесли как южные, так и северные народности Алтая.

Музей казахских народных музыкальных инструментов. Фото с сайта http://culturemap.kz/

Между тем, последние археологические находки в Крыму, на Урале, в Сибири, Кольском полуострове и особенно в Казахстане, заставляют по-новому взглянуть на историю развития человеческой цивилизации.

Прошлым летом археологическая экспедиция, под руководством доктора исторических наук Зейноллы Самашева, принесла археологам несколько сенсационных находок. К примеру в районе села Берель в Восточном Казахстане, найдены целых два музыкальных инструмента, похожих на кобыз, что до недавнего времени не являлось характерным для захоронений в Долине сакских царей. Кроме того, были найдены интересные фрагменты украшений людей и лошадиной сбруи в знаменитом скифо-сибирском стиле.Ранее в некрополе  Кара-Каба были обнаружены захоронения знатных воинов, со следами круглой формы от прижизненной трепанации на черепах диаметром в 4 и 6 см.

Фото Сергея Сурова. Источник: Altaynews.kz

По одной из гипотез, операции трепанации были произведены не с медицинской, а с религиозной целью, возможно, для проведения древних культовых обрядов, посвященному богу Тенгри, олицетворявшим для тюрков Сына Неба. Рядом с усопшим находился музыкальный инструмент, с хорошо сохранившимися на нем колками, на которые древние музыканты натягивали струны. На другой стороне Алтая, на сопредельной российской территории в свое время были обнаружены флейта и даже лютня. Ранее французская археологическая экспедиция, проводившая в этом районе свои раскопки, установила идентичность захоронений в Берели с крымскими, вплоть до рисунка на фрагментах украшений и расположения тел людей и животных в погребении.

Кроме сбруи коня, казахстанскими археологами в некрополе Кара-Коба был обнаружен полный комплект воинской атрибутики – деревянный лук с костяными пластинами, шлем, большой колчан, стрелы, меч, плетка и железная сабля, помещенная в берестяной чехол, периода кимакского каганата. Но, пожалуй самой удивительной находкой археологов является ранее найденная сабля, рукоять которой обтянута кожей морского ската. То есть, выходит, что у тюркоязычного народа обитавшего в этом регионе были развиты не только металлургия и ковка, но и хорошо развиты контакты с жителями тихоокеанского региона?

В научном сообществе давно известно, что с начала новой эры Алтай (а также Тува, Хакассия, Минусинская котловина) был источником поставки металла и кузнечных изделий. Как писал Н.Я Бичурин, ссылаясь на китайскую летопись Таншу: "Ашина с 500 семейств бежал к жужаньцам, и, поселившись по южную сторону Алтайских гор, добывал железо для жужаньцев". Таким образом, уже в начале VI века тюркоязычные племена были известны своим кузнечным мастерством, платившие дань жужаньцам железными изделиями.Впоследствии, персидский историк Хондемир описывал предание о том, как потомки Ашины, потерпели такое поражение от хана Мавераннахра, что остались в живых только четыре человека: двое двоюродных братьев с женами. Они укрылись в плодоносной долине и остались в ней навсегда. Место по-тюркски называлось Эргэне-кун, т. е. крутой скат. Другой историк Абюль-кази-хан в описаниях подобной легенды повествует о том, что когда прожив в долине более 400 лет, размножились поколения братьев, то решили они возвратиться в землю своих предков. Но, они не могли найти удобного места для выхода из гор. По преданию, один кузнец приметил, что гора в одном месте состояла из железных кусков и не так значительна в толщину. Он присоветовал наносить к той горе леса и угля, и зажечь. Гора от созданного жара растопилась и открылся проход, через который верблюд с вьюком свободно мог пройти.

Печь-tatara. Фото с сайта http://www.business-gazeta.ru/

Суть распространенной в то время технологии получения относительно чистого кричного железа или так называемого "сыродутного" способа, заключается в том, что подача в горн "сырого" воздуха осуществляется естественным способом , а кричным он именуется из-за конечного продукта — губчатого железа или крицы, насыщенного шлаками. Первые печи представляли собой ямы, вырытые на склонах холмов, чтобы можно было получить естественную тягу. Вначале, для запуска процесса внутри печи разжигали заранее засыпанный уголь, затем сверху загружали послойно железную руду и уголь. Выделяющийся угарный газ (CO), проходя через этот слоеный "пирог", восстанавливал окислы железа, а качество его сильно зависело от температуры. Отсюда необходимостью продолжения сыродутного процесса всегда были холодная и, главное, горячая ковка, состоявшая в периодическом прокаливании кричной массы и ее проковывании, таким образом создавались кричные болванки.Суть изобретения тюрков заключалась в том, что естественная тяга была заменена нагнетанием в печь воздуха с помощью мехов. Искусственный наддув обеспечивал достижение необходимой температуры плавления железа (1537 °C), а в "сыродутном" она максимально доходила до 1200 °C.

Меч самураев, изготавливаемый из стали по технологии Tatara. Фото с сайта http://www.business-gazeta.ru/

По мнению, вице-президента АН РТ Рафаэля Хакимова,в рассказе о расплавлении железной горы и выходе на степные просторы следует отметить два важных момента. Первым следует признать факт возвышения тюркских племен благодаря открытию новой технологии выплавки железа. Другой факт заключается в сути самой технологии, связанной с раздуванием мехов для подачи воздуха, что позволило вырабатывать высококачественную сталь.Тот факт, что это изобретение в металлургии является столь значительным, отмечают и другие историки. "Несколько других племен претендуют на раздувании мехов, но вышеупомянутые племена не признают за ними", — утверждает Рашид-ад-дин в своем знаменитом труде "Джами ат-таварих".

Изготовление японского меча-катана по технологии tatara. Фото с сайта http://www.kankou-shimane.com/

Как утверждает профессор Р. Хакимов, недавно побывавший в Стране восходящего солнца, в префектуре Симанэ, откуда начиналась история Японии, мечи самураев до сих пор изготавливают из стали по технологии Tatara. На Амуре жили утыз-татары, откуда возможно и перекочевала технология Tatara в Японию, но об их владении технологией плавки металла сведений не сохранилось. Между тем, археологические памятники в Хакассии и казахстанском Алтае демонстрируют горны с двумя мехами для наддува воздуха, примерно такими же были первые примитивные образцы Tatara в Японии. По предположению японских мастеров, этот способ выплавки металла завезли татарские купцы примерно в VII веке с Корейского полуострова. Тонкость этой технологии, как было уже сказано, заключалась в мехах, благодаря чему температура в горне поднималась до 1400 градусов, чем и обеспечивалась высококачественная сталь для мечей (сабель). Главным технологическим изобретением и "изюминкой" процесса был непрерывный поддув воздуха, поддерживаемый ногами рабочих. Этим и объяснялась появление в японском языке расхожей фразы, означающий "татарский шаг", указывающий на решительность и важность действия.

Изображение с сайта http://www.veratataro.com/gallery.html

Таким образом, здесь мы подходим к главному вопросу - что делает обычного воина самураем? Ответ прост - самурайский меч-катана.
Кто из нас не слышал о храбром сердце и отваге японского самурая? В первую очередь они ценят истинное сердце, смелость, красоту и меч как сущность всего. По японскому преданию, первым священным японским мечом был Кусанаги-но-Цуруги, который был обнаружен в хвосте огромного дракона Ямато-но-Орочи, когда  божество Сусаноо рассёк труп змея своим мечом. По прошествии времени, японский меч претерпел некоторые изменения в форме и составе его металлического лезвия. Он приобрел дугообразность, а его основной характеристикой стало то, что он "не ломается, не сгибается и хорошо режет" своим кривым лезвием, после многократных закалок горячего металла в холодной воде. Считается, что настоящий меч-катана могут быть сделаны только по технологии Tatara.

После шлифовки лезвия меча следует изготовление ножен и рукояти из древесины магнолии, довершающих комплектацию меча. Когда завершен полный монтаж, ножны покрываются лаком. Для рукояти используется кожа ската и выполняется инкрустация.В лучшем случае за год, в одной из лучших кузниц изготавливается двадцать четыре японские меча со средней стоимостью в один миллион йен каждый. Меч-катана кузнецы начинают выковывать только после размещения заказа, поэтому клиент должен иметь терпение, находясь в ожидании около года, чтобы их меч был завершен.

Сцена из Национального театра кабуки. декабрь 2004 г. Фото с сайта http://www2.ntj.jac.go.jp/

Другим значительным изобретением подобному технологии tatara, которое получили японцы от тюрков были наверное...штаны.Само название  штаны носит тюркские корни  -  ičton из ič "внутренний, исподний" и tоn "одежда, шуба". Тюрками штаны традиционно носились не только мужчинами, но и женщинами, причём женские штаны или шаровары, носившиеся под платьем и юбкой, выполняли функции нижнего белья (а отсутствие штанов под юбкой считалось неприличным). В довершение внешнего образа самурая отметим, что в средневековой Японии широкие штаны — хакама — обычно было запрещено носить простолюдинам (им разрешалось носить лишь набедренную повязку), это дозволялось лишь по очень торжественным случаям вроде собственной свадьбы. Поскольку штаны фактически являлись показателем социального статуса, то помимо самураев и придворных их носили также и представительницы высшей аристократии.

Говоря о влиянии тюркского культурного наследия в Японии нужно пару слов сказать и о музыкальных инструментах, которые являются главным аккомпанементом при чтении различные притч и сказаний. Особую популярность они приобрели у мастеров Дзэн, которые использовали их в создании специальной музыки для своих медитаций. Кроме того, инструменты часто применялись и в театрах Бунраку и Кабуки, где создавали особую атмосферу. Здесь, прежде всего, нужно упомянуть о сямисене – инструменте, который в переводе означает "три струны" и у которого имелся предшественник сансин. Как и сямисен, китайский сансин произошел от музыкальных инструментов древних тюрков. Еще одним инструментом, сходным с лютней является кото, один из оркестровых инструментов для музыки гагаку.Еще при императорском дворе в период Нара (700-800 г. н.э), пьесы, сыгранные на кото приобрели особую известность.

Храм. Фото с сайта http://www.business-gazeta.ru/

Упомянув о "истинном сердце" самурая, нельзя не сказать о тюркских тенгрианских корнях, которые несомненно, имеет и основанное на почитании природы и культе духов предков главное вероучение японцев синтоизм ("путь богов"). Одно из направлений этой религии так и называется – "тэнри", 天理 テンリ - что на японском языке как и на тюркском) означает "небесный владыка", или "Бог". До 1945 г. синтоизм был государственной религией Японии.

Сегодня с высоты своих знаний о развитии цивилизаций мы знаем, что она начинается с таких простых вещей, как сельское хозяйство и животноводство, изобретение колеса, письменности и металлургии. Все исторические завоевания тюрков начались с приручения и селекции коней, изобретения седла, стремени, удил и изогнутой стальной сабли, которые определяли боевую мощь тюркской конницы. Телега, юрта и секреты хранения продуктов позволяли целым народам из года в год перемещаться на огромные пространства, перевозя с собой на колесах, передовые технологии, религию,культуру и искусство.

С затаенной горечью пишет Рафаэль Хакимов о том, что тюркоязычные народы не отмечают день принятия своей письменности, не знают, почему в Европе копировали татарские луки, как была выстроена система ремесленных производств, вплоть до Британских островов, почему татарская мода гуляла по всей средневековой Европе, а на рыцарских турнирах проводились татарские сражения. Не все знают, что в Эрмитаже хранятся первые бумажные деньги Хубилай-хана, который мечтал завоевать Японию, дважды снаряжал флот, и каждый раз "божественный ветер"-тайфун, именуемый с тех пор камикадзе, разбивал  его у берегов острова Кюсю. Именно Хубилай-хан перенес столицу своей империи из Каракорума (Монголия) в Ханбалык (нынешний Пекин) и правил Китаем, создав финансовую систему основанную на обращении бумажных денег "балиш".

В заключение он отмечает, что тюркский взгляд на мировую цивилизацию не представлен в музеях, а это внимание застряло между ценой на нефть и курсом рубля.И в этом смысле показателен опыт японцев, у которых практически нет бедных, и не потому, что они уж такие богатые, а потому что у них иная культура, не допускающая обнищания народа.

Трудно не согласиться с такими выводами и нам казахстанцам. И тут, пожалуй, стоит заметить, что стоит появится подобному взгляду отличному от официальной историографии базирующейся на позициях "европоцентризма", как тут же с легкой пренебрежительной иронией приклеивается политический ярлык "фолк-хисторизма". Но, времена меняются. В сегодняшнем развороте политиков лицом к востоку, обнадеживает пока одно, - стремительно накапливается некая "критическая масса" неевропейского материала, который когда-нибудь обязательно займет свое отражение во взглядах на развитие мирового исторического процесса.

 


Источник: http://yvision.kz/post/468883