Туйте-Аулие. / Казахи / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены.












Казахи



Основные темы: история и традиции; менталитет и особенности; наши за рубежом; родственные связи; дружба между народами.

Блог kazakhs
Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



Туйте-Аулие.

7 сентября в районе села Кызылжар (Экибастузский район) ,возле озера Аулие-коль, состоялось праздничное мероприятие по установлению памятного камня святому-праведнику Туйте-Аулие[1] Дуйсен улы .Мероприятие организовано силами детей покойного Рахметоллы Бакибай улы. Состоялись выступления почетных аксакалов,приглашенных гостей,артистов. Были организованы скачки,кокпар и в окончании был накрыт праздничный стол. Мне также посчастливилось быть на этом мероприятии.

 

Но целью этого поста является не освещение программы ,а возникший интерес к некогда известной святой личности-Аулие Туйте Тауп[2] Дюйсен улы и его месту захоронения.

Туйте Дюйсен улы относиться к роду Козган. Мне удалось по архивным документам восстановить его шежире(публикуется впервые)[3]: Туйте-Дюйсен-Таласпай-Шурен-Жиеналы-Ораз-Таниберды-Козган(Оразгельды)-Бегендык.

В переписи 1866 года(в сведениях 1835-1854 годов отмечен его сын Байбори) появляется внук Туйте –Елубай Байбори улы(№655). Так как в данную ведомость включали исключительно владельцев скота, то можно предположить что ему(Елубаю) было уже не менее 25 лет. По его имени(обычно такое имя давали, когда ребенок рождался в пятидесятилетнем возрасте отца) можно примерно посчитать годы жизни Туйте: 1730-1800 гг.

Письменные сведения о Туйте остались лишь в работах Машхур -Жусупа Копеева, где Туйте характеризуется как праведник ,несущий мусульманскую веру своим сородичам и четко соблюдающий в своей жизни все каноны ислама. Сохранилось также большое количество устных сведений о необыкновенных его качествах врачевания и экстрасенсорных способностях. Видимо ,все это и послужило  причислению его в ранг святых.Ранее, до освещения работ Машхура Копеева в 2003-2005 годах это место (где был установлен памятный камень) всегда считалось его местом захоронения.

В 2001 году правнучкой Туйте –Ырысты Кыркай кызы(Кыркай-сын Байбори)была установлена небольшая мраморная плита на месте захоронения Туйте.

 

Теперь же по сведениям Копеева оказалось, что это место -лишь место молитв Туйте, а сам  он захоронен  в горах Ишке-Ульмес ,что в районе Ерементау. Меня эта информация озадачила, тем более то что в ближайшее время в этом месте планируется возвести значительный мазар . Как показала практика раскрытия архивных документов и глубокое изучении истории некоторых родов Баян-аульского региона,утверждения Копеева не всегда соответствуют истине и подлежат проверке. При всем уважении к бесценному творчеству Машхур-Жусупа Копеева, надо понимать ,что он располагал ,как правило, больше фольклорным материалом и поэтому такие сомнения и критичность  современных исследований должны иметь место. Попробуем в этом разобраться.

Во -первых, в найденном 20 листе 16 линии двух-верстной  военно-топографической съемки 1881 года, можно увидеть четкое расположение могилы Туйте (записано: М-Таты Аулiе). Надо подчеркнуть, что карта составлена намного раньше пика творчества Копеева.

 

Во-вторых, в переписи 1835 года сын Туйте –Байбори ,его дяди Сасык  и Едиль Дуйсеневы совместно с отделением Шурен зимует на урочищах Ак-шокы,Кара-тас и Жосалы  в 40 верстах от Баян-Аула.

И поэтому ,даже если предположить, что Туйте скончался в летних кочевках по Ерементауской дороге, то какой был смысл хоронить его в чужой земле, если до Кызылтауских гор лишь один день перехода на лошадях.

В -третих, все исторические сведения об озере Аулие-коль и происходящие там ранее события,подчеркивают его исключительную роль в жизни народа, и поэтому место захоронения Туйте возле этого озера вполне логично.

Теперь давайте заглянем на имеющуюся карту 1898 года Ерментауского района между селом Байсары (ниже пикета Ильинского и юго-западне по реке)и Ишке-Ульмескими горами.

Сразу можно обнаружить могилу уважаемого бия Байсары,чьим именем и был в последствии назван поселок. Также отмечены могилы   Асаубая,Тамурзы,Балакыз,Торсыка,Казы(все по речке Силеты).Никаких отметок о могиле Туйте в этих местах нет.

Надеюсь, это короткое исследование поможет организаторам постройки мазара определиться с местом его возведения и прольет интерес молодежи к изучении истории своего края и известных личностей, подобных Туйте –Аулие.

 

Аяшинов Даурен,историк-краевед.

 

[1] Аулие-святой,святыня(пер.с казахского)

[2] Тауп-знахарь,лекарь(пер.с казахского)

[3] Ранее эта информация ( к сожалению даже современным потомкам),не была известна

 


Источник: http://yvision.kz/post/372974