Калкаман -аулие(святыня). / Казахи / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется.












Казахи



Основные темы: история и традиции; менталитет и особенности; наши за рубежом; родственные связи; дружба между народами.

Блог kazakhs
Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



Калкаман -аулие(святыня).

Данную статью будет уместно начать с отрывка работы русского ученого Петра Злотова «Несколько слов о Калкамане», опубликованной в 1895 году в «Семипалатинских ведомостях»:

«К югу-западу от г. Павлодара, по дороге в Каркаралинск, в виду первой почтовой станции находится озеро Калкаман, названное так в честь одного почетного в дни оны киргиза, похороненного вблизи озера еще впору независимости степных орд от России. Хотя по сбивчивости и туманности киргизских преданий вообще весьма трудно выяснить теперь, в чем именно заключались достоинства и заслуги этого кочевника, но, видимо что он имел некоторое значение для своего времени, так как озеро заимствовавшее его имя, известно в степи как аулiе, что равносильно нашим словам святое или святыня».

Озеро Калкаман.

Один из первых письменных источников, упоминающих название озера Калкаман, датирован 1823 годом и находится в Омском архиве (ф.3.оп1.д33). В рапорте Ямышевского комендант-майора Шубина, говорится о состоянии добычи в близлежащих соленых озерах, и об учреждении казачьего караула возле озера Калкаман (впоследствии пикета-прим. авт.) 6-го казачьего полка. 29 апреля 1823 года.

Анализ всех ранних документов российских чиновников, ученых, офицеров, а так же материалы переписок ханов, султанов и старшин до 1800 г., не выявил упоминания Калкамана. Отсюда можно сделать вывод, что  название данного озера (гидроним) относиться к топонимам, возникшим в период конца XVIII и начала XIX вв. в связи с событиями и личностями принимавшими участие в национально-освободительной борьбе казахского народа против джунгар (аналогичные примеры: сопка Караул-шокы, горы Калмак-кырган, сопка Кайдаул (батыр Кайдаул -брат Малайсары батыра), гора Бокенбай (батыр рода Апай), и т. п.

Калкаман-батыр.

Для полноты исследования данной загадки, как в любом деле «давно минувших дней», необходимо сопоставить происходящие события в данном регионе с сохранившимися архивными, этнографическими, генеалогическими  и картографическими материалами.

Одно из первых сражений с джунгарами в XVIII веке, произошло в 1714 году как раз в районе озера Калкаман. Вот что писала на этот счет, советский исследователь-историк Аполлова Н.Г. в своей монографии «Борьба с Джунгарией в 20 годы 18 века»: «..Поход на Абакан (Цеван-Рабдана) и захват острожков между Бией и Катунью открывал им путь для дальнейшего наступления. О том что захват этих мест хун-тайджи, был понят как опасность, грозящая ударом и в сторону казахских владений, говорит тот факт, что казахи, в свою очередь, в 1714 году совершили поход на «крайние улусы» хун-тайджи (левый берег Иртыша напротив Ямышева-прим.авт). Но на этот раз казахи потерпели поражение от джунгар. Небезопасно было положение и в районе Ямышевой крепости».

По предположению академика Алкей Маргулана, именно в этой битве погиб легендарный Калкаман-батыр, из рода Каржас. В дальнейшем в период  с 1730 по 1740 гг., на землях прилегающих к озеру,  идет победоносное вытеснение казахами, джунгар занявших эти места еще с начала XVII века.

Но вернемся теперь к документам. Переписка султана Солтанмамета и его сына Уруса в период с 1760 по 1800 гг., а также сведения капитана И.Г.Андреева (1785 г), подтверждают факт заселения данной территории родом Басентиин. По сведениям «ясачных» журналов и ведомостей до 1800 г., эти земли были заселены подродами Бори, Бейсен, Койсары и Самек. После многочисленных просьб (по причине земельной тесноты), в 1802 году по царскому указу  было дано разрешение в переселении части родов на правый берег Иртыша (урочища Маралды, Баскудук, и т.д.).  Часть отделений Бори, Койсары и практически весь подрод Самек, совместно с султанами, перешли на новые места, основная же масса басентиинцев осталась по прежнему на левом берегу. Сведения, опубликованные Алиханом Букейхановым в  материалах по обследованию Павлодарского уезда также подтверждают факт заселения родом Басентиин этих земель, первыми из всех родов. Теперь сразу, вполне логически, возникает вопрос: был ли в то время другой Калкаман-батыр?

Если подробно изучить топографические карты 1878-1926 гг., рядом с озером Калкаман-туз, расположено меньшее по размерам озеро Кишкене-туз. Название данного озера также часто упоминается в различных документах и описаниях тех лет. В данное время, оно официально называется Киши Калкаман, но в народе его часто называют Мамыр, связывая таким образом оба озера с именами двух главных персонажей знаменитой степной легенды. Однако как бы красиво не звучала подобная версия, от нее приходится отказаться. Название «Мамыр», как видно из документов никогда не применялось по отношению к данному озеру.  Тем более, что Калкаман из рода Тобыкты согласно тому же преданию не погиб, а откочевал в Старший жуз, где и окончил свои дни.

Теперь разберемся, что же всё-таки известно про Калкаман-батыра Жолымбет улы (род Каржас) погибшего в 1714 г. Второй сын Калкамана, великий сказитель Бухар-жырау родился примерно в 1685 г. Тогда получается, по средним меркам, отцу было при его рождении, 20-25 лет. Таким образом, в период решительных военных действий (1730гг), ему должно быть не менее 70 лет, что маловероятно. Поэтому версия академика Маргулана, точнее отражает время гибели батыра. Данное сражение (1714г), велось силами всенародного ополчения, по решению совета биев и хана Тауке. В то время как, Калкаман–батыр (по устным преданиям), был один из сардаров хана Тауке умершего в 1715 г. Каких либо письменных источников по батыру, мне пока, к сожалению найти  не удалось.

 

Калкаман из рода Койсары.

 

Знаменитый бий Байгожа Жанузакулы, один из самых богатых и уважаемых людей из рода Басентиин-Койсары (по переписи 1835 года – Шопшы, Сушы, Жумагул и Жангул Байгожины владельцы более 2500 голов лошадей и 160 верблюдов), своего второго сына нарекает именем Калкаман. В переписи 1835 года отделения Жанузак-Койсары, записаны: Калкаман Байгожин и его четверо сыновей - Кыдырали,Толенды,Тилеу и Байтилеу.  Позднее от Толенды родился известный Ныгыманкажы, от Байтилеу - Сулейменкажы.  Машхур-Жусуп Копеев в своем труде по шежире басентиинов напишет, что Калкаман был усыновлен Байгожой и в разговоре с Сулеймен-кажы говорит ему: что ты не Койсаринец, а отдельная ветвь от Калкамана (Калкаман-Мамыра, задевает Машхур).

Естественно, что название озера не связано с Калкаманом Байгожиным, так как при его жизни озеро уже давно называлось Калкаманом. Но очень важен факт, что уважаемый Байгожабий, дает имя своему сыну в честь Калкаман-батыра, именно из рода Каржас, по следующим двум причинам: Во первых, мать Байгожы была из рода Каржас (дочь Сатия, прадеда Мусы Шорманова), и Байгожа наверняка был осведомлен о всех подвигах батыра. Во вторых места кочевания и зимовка Байгожы были рядом с озером Калкаман. Факт родства Жанузака (отца Байгожы) и Сатия можно установить по архивному документу 1774г.(!) в Омском архиве (ф.1оп.1 д.190. стр 298) :«1774 года, февраля 18 дня кочующий по близости крепости Семипалатной, Ясинь Киреевской волости старшинский сын Ямбурзин Дербисалы… обьявил: ..что слышал назад же тому двадцать дней ,Басентиинской волости от таково киргизца Янузака(Жанузака –прим.авт),..будто назад с месяц с Каржаской волости киргизец Сатаев(а ему Янузаку в родстве будет) привез к нему купленную у кубанцев российскую женщину Тоню..» Естественно,что в то время такие дорогие подарки мог себе позволить не каждый степняк. А у каржасавцев, как раз таки дед Мусы Шорманова – Кушук Сатиев (или его братья) мог позволить себе, подарить не менее зажиточному родственнику Жанузаку, русскую женщину. И вполне возможно, что согласно информации Машхур-Жусуп Копеева,сын Байгожы-Калкаман, был усыновлен и имеет какую то связь с родом Каржас.

Но вернемся опять к могилам на карте озера Калкаман (воистину - аулиe). Здесь важно отметить, что на военно-топографических картах XIX века наносились только названия могил, имеющих достаточные размеры (по площади и высоте) для ориентиров. И понятно, что такие мавзолеи возводились лишь для очень влиятельных и авторитетных степняков – биев, батыров, кажы, волостных правителей и аульных старшин.

Cырымбет-молла*.

Строго на восток в 6 километрах от озера (по первым, двухверстным картам 1878г и позднее по картам 1926г.) отмечена могила Сырымбет. Я имею смелость предположить, что данная могила принадлежит известному Сырымбет-батыру из рода Самек. Как выше упоминалось, род Самек до 1802 года, проживал на этих землях. Сырымбет-батыр, знаменитый батыр из рода Басентиин-Самек, всегда был рядом с ханом Аблаем и его родственником Солтанмаметом. Позднее все потомки Солтанмамета перейдут в Маралды вместе с Самеками и образуют Самек-Басентиинскую волость  (султаны Шаншаровы, Урусовы, Татеневы). В 1742 году, часть старшин Среднего жуза совестно с ханом Абулхаиром подписывают обращение о принятия их в подданство России. Находим в списках: Басентиинского рода Сарымбет-батыр (во всех русских документах,Сырымбет записывали как Сарымбет, аналогично и на картах). Факт участия Сырымбета в присяге  1742 года, доказывает его близкое месторасположение к российским границам и заинтересованность в покровительстве могучего соседа. В Центральном государственном архиве РК, сохранился документ о переселении в 1848 г. части рода Самек, на родные земли в Баимбет-Басентиинскую волость. Среди данного списка ( 15 семей), находим внуков Сырымбет-батыра: Шал Байтерек, Беркенды Байтерек, Абыл Наркумис и Манабай Кусемис.  Это еще раз доказывает то, что ата-коныс(зимовка) Сырымбет-батыра была на левом берегу Иртыша ,как раз рядом с озером Калкаман. Интерсно также то, что рядом с могилой Сырымбета, указан колодец с таким же названием, что говорит о том что здесь не просто умер батыр, но и жил достаточное время.

Беис-сор.

Юго-западнее озера Калкаман, находится небольшое озеро с названием Беис-сор. На карте 1878 года, названия озера не было, но указана могила Беис. Могила принадлежала бию и старшине рода Матай-Бейсен (отделение Каржау, Баимбет-Басентиинская волости,1830-45 гг.) Беису Конакбаеву. Отец Беиса, тоже бий – Конакбай Кубелек(Кубелес?). Позднее как видно по картам 1926 года, место могилы уже не отмечено, а озеро уже носит имя Беис-сор.

Калкаман моллары*.

Хочу еще перечислить оставшиеся отмеченные могилы рядом с озером Калкаман. По карте 1878 года: Жыбырлак и Нуртаза. По карте 1926 года: Темир-Болат и Иса. Могила Иса, вообще находится рядом с могилой Калкамана. Но, к сожалению, идентифицировать эти личности, мне не удалось.

Все выше перечисленные  факты, подтверждают особенность и уникальность мест прилегающих к озеру Калкаман, воды которого видели множество великих сражений и великих людей защищавших родные земли от врагов. Лечебная вода Калкамана и по сей день приносит людям пользу в врачевании. Не зря осталось в народе выражение: Калкаман – аулие жер(святое место). Жаль что память о великих предках, так и не увековечена поныне.

Хочется закончить статью, словами все того же ученого Петра Злотого (1885г): «Неподалеку  от могилы Калкамана, есть еще несколько простых киргизских могил, которые из уважения к праху великого предка, завещали себя похоронить около его места вечного упокоения».

Даурен Аяшинов.  Краевед.

Молла(ар)*-могила(ы) пер. с казахского.

 


Источник: http://yvision.kz/post/340429