Казахи / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены.












Казахи



Основные темы: история и традиции; менталитет и особенности; наши за рубежом; родственные связи; дружба между народами.

Блог kazakhs Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация


Естай Беркімбайұлы (1868-1946) в шестнадцатилетнем возрасте приобрёл известность талантливым исполнением народных песен. Вместе с известными певцами и акынами Ақан сері, Балуан Шолақом, Үкілі Ыбыраем и другими выступал на больших празднествах. Своим творчеством способствовал дальнейшему развитию исполнительских традиций сал, сері. До наших дней дошли всего три десятка творений акына. Песня «Хұсни-Хорлан» - вершина творчества Естая. В новом выпуске "Казахской музыки" вы узнаете историю создания бессмертного произведения.
қазақша үйренейік
Друзья, ретвиты, лайки и клики на кнопочки "facebook", "ВКонтакте" и "Мой Мир" приветствуются. Спасибо!

При подготовке выпуска были использованы материалы из 1, 2, 3, 45 источников.

Читайте меня в твиттере: @barkorn


Ерте, ерте, ертеде, ешкі жүні бөртеде, помните, у меня был пост про курултай, организуемый Мажаристаном -- Курултай туранских народов.

Так вот, венгры принялись за возрождение рунического тюркского алфавита. Переписали Библию тюркскими буквами, а также активно вывешивают таблички с названиями поселений, на тюркском.

Название украинского города Берегсас (Берегово) на венгерском языке с использованием алфавита тюркских рун.


Депутат Европарламента Бела Ковач (партия "Йоббик") открывает табличку с названием поселения тюркскими рунами. Бене, Закарпатье, Украина.

Казахская и киргизская делегации на венгерском Курултае 2012 года.


Заместитель председателя венгерского парламента Шандор Лежак принимает зарубежных участников Курултая. Будапешт, 9 августа 2012 года.

И вот, некий Дима Семушин из российского экспертного сообщества выдвигает свою версию происходящему. Ничего не могу сказать, ни за, ни против. Просто понравилось предпоследнее предложение предпоследнего абзаца.

Семушин: Почему Венгрия предала финно-угорское единство в пользу "Великого Турана"

10 августа 2012 года в Венгрии на территории заповедной венгерской степи - "пусты" в Бугаце открылся трехдневный Курултай - съезд представителей "родственных" венграм тюркских народов. Культурное мероприятия с подобным названием проводится в Венгрии уже в третий раз. В этом году оно обещает стать самым представительным по составу своих участников и количеству делегаций. Переориентация с финно-угорского вектора на идею "Великого Турана", т. е. исторического и культурного родства венгров с тюркскими народами - важнейшее изменение за последнее время в зарубежной официальной культурной политике Венгрии.

Современное историческое венгерское мифотворчество в лице организаторов венгерского Курултая утверждает: Туран - это древняя обитель кочевников, Карпаты - последняя остановка, где номады, мигрировавшие с востока на запад, живут и процветают поныне, создав свою государственность. Имеются ли в современной Венгрии какие-либо реальные культурные основания для отнесения этой страны и народа к "Великому Турану"? Разумеется нет. В культурном плане Венгрия - это преодолевшая традиционализм центральноевропейская страна, на которую, тем не менее, продолжает оказывать влияние европейский вариант христианства в его римско-католическом или протестантском реформатском исполнении.

В культурно-этническом плане современные венгры не имеют ничего общего в своей культуре с тюрками-кочевниками - это скорее мадьяризированные, ассимилированные в языковом плане славяне. Еще в начале ХIХ века даже центральные области этой страны не были гомогенными и представляли этнический калейдоскоп деревень с заметной славянской составляющей. Паннония - западная половина современной Венгрии, это историческая прародина славянского мира. Национальное блюдо современных венгров - это блины (palacsinta), а не вареная баранина. Но при этом не будем забывать, что культура винограда в Венгрии уходит своими корнями еще в римские времена. Культурные различия двух половин страны - там где Римская империя была, и там, где ее не было, видны невооруженным глазом, настолько они очевидны. Так на чем тогда основывается туранская культурная ориентация современной Венгрии?

На яркий национальный исторический миф, сформированный еще в эпоху Средневековья, о "Завоевании Родины" десятью кочевыми племенами, приведенными вождем Арпадом в Карпатскую долину из глубин Азии на рубеже VIII и IХ веков. Его дополняет "гуннский миф" об Атилле и происхождении венгров от его орды. Заметим, "Великая Степь", опоясывающая поясом Евразию, - это простой географический факт. Она начинается в венгерской пусте. Но при этом генетические исследования гаплогрупп, проведенные венгерскими учеными, обнаружили "уральскую комбинацию" генов у одного из 250 мужчин венгров. Кочевники мадьяры растворились в людском европейском море без остатка или были беспощадно истреблены святым Стефаном (ум. 1038) - первым венгерским королем и христианским крестителем Венгрии. Правда, после этого человеческие связи с Великим Тураном не прекратились. В Венгрию в ХIII веке переселились половцы (венг. куны) и ясы, бежавшие от татар. И среди современных венгров, хотя и очень редко, нет-нет, да и встретишь их потомка, внешним обликом похожего на казаха.

Как бы там ни было, но исторический миф о евразийском туранском происхождении венгров через систему национальной культуры, образование, литературу устойчиво воспроизводится в современном венгерском обществе. Он составляет существенную романтическую составляющую национального характера венгров. Эта романтика и стала использоваться современным националистическим правительством Венгрии в новой внешней культурной политике этой страны. На самом деле, в своем основании "туранская идея" в Венгрии имеет серьезный экономический подтекст. Точки его приложения в настоящее время - это Турция, Азербайджан и Казахстан. Последние две страны особенно важны с точки зрения энергетических проектов. Не менее значима и работа по увеличению экспортных возможностей страны. Сейчас венгры пробуют развивать отношения с Узбекистаном и Туркменией.

Внешне "туранская идея" зачастую имеет странные проявления в Венгрии. Например, в прошлом году в этой стране издали Библию на венгерском языке, но с использованием древнего тюркского рунического алфавита. Спрашивается, кто это будет читать? Или вот, например, венгерская ультра-националистическая партия Йоббик проводит по всей стране пропагандистскую кампанию установки при въездах в селения табличек названий этих селений, написанных тюркскими рунами. 30 октября 2011 года подобная табличка была установлена депутатом Европарламента от венгерской партии Йоббик Белой Ковачем при селении Бене в Закарпатской области на Украине. Ранее подобные же таблички были поставлены при въезде в Берегсас и в Гече (венг. Мезегече).

Сейчас проведение туранских Курултаев в Венгрии курирует специальная организация - Венгеро-Туранский фонд (создан в 2009 году). В интернете имеется специальный сайт этого мероприятия (www.kurultaj.hu). Кроме участия в организации Курултая, из последних акций Венгеро-Туранского фонда следует назвать установку 3 июня 2012 года в Казахстане изготовленного в Венгрии монументального памятника "Дерева жизни" весом в две тонны и высотой в 9 метров. Памятник из цельного дерева изготовил венгерский резчик Шандор Немеш. "Дерево жизни" символизирует родство мадьяров с тюркскими народами. В настоящее время специальная венгерская конная экспедиция осуществляет многотысячекилометровое путешествие по степям Евразии, делая крюк для возвращения в Европу через Иран.

9 августа 2012 года накануне Курултая представителей делегаций тюркских народов в количестве около 100 человек в Будапеште в здании венгерского парламента принял его вице-председатель Шандор Лежак. Именно этот политический деятель, член правящей партии Фидес, курирует культурную политику Венгрии на просторах Евразии, в частности, в России. Лежак является "главным покровителем" венгерского Курултая.

От венгерского мира науки организацией и проведением Курултая занимается антрополог Андраш Жолт Биро.

В министерстве иностранных дел Венгрии "туранское направление" венгерской культурной политики направляет Эрне Кешкень - глава департамента Восточной Европы и Центральной Азии. Впрочем, по образованию он не тюрколог, а русист.

Первый Курултай туранских народов стартовал в 2007 году в Казахстане. Второй проводился уже в Венгрии в 2008 году в сердце исторической земли переселившихся сюда половцев в Бестерпусте около города Кунсентмиклоша. После этого, как кажется, венгры целиком перехватили традицию организации этого мероприятия. Курултай стал проводиться один раз в два года в Венгрии. Третий Курултай опять же был проведен в Венгрии в 2010 году в Бугаце. На него прибыли делегаты из 10 стран: Казахстана, Узбекистана, Китая (Уйгурия), Турции, Азербайджана, Туркменистана, Киргизии, России (Башкирия и Татарстан), Молдавии (Гагаузия) и Болгарии. Его мероприятия посетили тогда 150 тысяч гостей. Организаторы нынешнего Курултая полагают, что его посетит уже 250 тысяч человек. Это уже значимая величина и с туристическо-коммерческой точки зрения. На этот раз Курултай будет представлен, как утверждают организаторы, делегациями от всех тюркских народов. На самом деле речь, идет о представителях 25 народов из 17 стран. В этом перечне в качестве отдельных стран венгры числят российские Татарстан и Башкирию. А всего по приглашению Туранского союза Венгрии на нынешний Курултай прибудет 111 делегаций, групп или команд.

Курултай - это прежде всего костюмированное этнографическое шоу, игра в евроазиатских кочевников древности. В Бугаце участники Курултая поселятся в лагере из поставленных юрт. В программе Курултая: демонстрация традиционных или вымышленных под них сакральных традиций и шаманства, конные соревнования и стрельба из лука, выступление музыкальных и песенных коллективов, специальная программа для детей. Особенно почетными гостями в Венгрии на Курултае станут представители племени маджар, "открытых" в Казахстане в Тургайской степи венгерскими этнографами в 2006 году. Оно состоит из 3000-3500 человек. Нам трудно судить, что стоит за этим: действительный факт или столь "модная" теперь современная этническая мистификация. Но, тем не менее, именно это событие стало отправной точкой для нынешних венгерских Курултаев.

Формально, венгры, вполне справедливо, указывают на то обстоятельство, что численность 24 тюркских народов (а со всеми этносами и субэтносами 86) в мире составляет 170 миллионов человек, тогда, как численность 19 народов финно-угорской языковой семьи - только 25 млн., из которых собственно 15 млн. составляют венгры и 5 млн. финны. Тюрки в настоящее время имеют в мире 7 независимых государств (Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Турция, Узбекистан ) и 12 территориальных автономий (из них 9 в России). "Туранский Курултай" в Венгрии из-за неопределенности исторических рамок явления позволяет венграм принимать для участия в нем делегации нетюркских народов. Так, в частности, в работе нынешнего Курултая примет участие делегация аваров из Дагестана. В работе Курултая в очередной раз примет участие делегация из славянской по языку Болгарии.

Что касается финно-угров, то они представлены в мире тремя государствами - Венгрией, Финляндией и Эстонией, при этом все они состоят в ЕС, и шестью территориальными автономиями (все в России). Географически весь финно-угорский мир за пределами ЕС ограничивается Российской Федерацией. Тюркский конгломерат народов, выражаясь языком Льва Гумилева, сейчас подает признаки пассионарности. Финно-угорский - нет.

Тюркский мир, таким образом, дает гораздо больше простора для культурного, экономического и политического взаимодействия венграм, чем маленький и внешне скучный в сравнении с ним мир финно-угров. Но, как известно, ласковое теляти двух маток сосет. Поэтому не надо удивляться тому, что спустя месяц после Курултая в Венгрии в сентябре 2012 года будет проведен очередной Конгресс финно-угорских народов. Но, как представляется, сейчас у венгров не хватает ни финансовых средств, ни широты души для работы сразу по двум направлениям внешней культурной политики. Нынешнее финно-угорское мероприятие проводится официальными венгерскими властями без особого желания и политического воодушевления. О причинах этого венгерского холода к современной "финно-угорской идее" и его проявлениях в преддверии всемирного конгресса финно-угров и будет следующая наша публикация.

11 авг. 2012 Источник


Еліміз егемендігін алып, цензура жойылып, халқымызға сөз бостандығы берілгелі, тарих тақырыбына қалам тартатындардың саны көбейіп кеткені белгілі. Олардың арасында, маман-тарихшылардан көрі, әуесқойлар мен арнайы тапсырыспен жұмыс істеп, «ат мініп, шапан киіп» жүргендер басымдау!   М.Қойгелдиев айтқандай: «Бұл, жалпы алғанда, жағымды тұрғыдан бағалануға лайық... Өйткені халық өз тарихын білуге ұмтылса, ол халықтың тәні де, жаны да таза деген сөз. Болашақтан үміті бар халық қана тарихқа үңіледі»...

Ғалым адамның пікіріне дауымыз жоқ.

Дегенмен,біздіңше ненің болса да шегі болуы керек, біз сол шектен шығып бара жатқан сияқтымыз.

Әркім өз атасын, қала берді руласы мен тайпаласын ұлықтап, «ел үшін еңіреп туған ер бопты», «пәленбай  жылқы  айдаған  бай  бопты, тіпті жылқысы өзенге бас қойғанда, өзен суы тартылып қалады екен» немесе «аузымен құс тістеген шешен, би бопты» деген сияқты тақырыптағы кітаптардан аяқ сүрінеді. Бәрінен бұрын атасын батыр еткісі келетіндерге тәуір болды,  қалай  төмпештесең де көнетін, қанша қырсаң да түгемейтін, «айналайын»  қалмақ  бар.

Ұрып жаза бер!

Сенбеген адам барып, тексеріп келсін!

Ал енді біраз жылдан кейін, сол «батырлар мен жомарт байлар», «шешендер мен билер» туралы кітаптарды мұрағаттан тауып алған зерттеушілер, сол кітаптарға сілтеме жасап, тағы бір «шедеврлер» жарық көреді...

Ал, өз кезегінде ел тарихында өздерінің өшпес іздерін қалдырған, бірегей тұлғалардың еңбегі тарихымызда еленбей, «қолдан жасалған»  тұлғалардың  тасасында  қалып қоятын жайттар да жетерлік.

Мәселен, атақты  Төле бидің  ата-тегі...

...Бүгінгі күні өмірімізге дендеп енген ғаламтордағы кез-келген  іздеу жүйелерінен  Төле би туралы материал іздесеңіз, табатыныңыз ... Шежірешілер «тоғыз ұлды Құдайберді әулетінен Төлеге дейін бай да, би де шықпаған. Олар «қарашоғыр» атанған қара шаруа болған» деген дерек береді»....

Ия, ғаламтордағы Төле би туралы материалдардың  90 %-н, осы сөздермен басталып, бүкіл саналы өмірін  халқымыздың елдігі мен бірлігіне арнаған кемеңгер бабамызды «тексіз» етіп көрсеткен материалдар құрайды десек, қателеспейміз!

Ал, санасы бар қазақ баласы үшін «тексіздік»  өте ауыр ұғым екені айтпаса да түсінікті!

Егер, қазіргі  мектеп оқушылары мен студенттердің үлкен бөлігінің   ақпаратты ғаламтордан алатынын ескерсек, мұның зардабын түсіну қиын емес!

Осы дерек қайдан алынған?

Сөйтсек, кейінгі жылдары, еліміздегі барлық үлкенді-кішілі басшы қызметкерлер  мен зиялы қауым өкілдерінің «үстел» кітабына айналған  «аузы дуалы» қадірменді ағаларымыз Мырзатай Жолдасбеков, Қойшығара Салғарин және Ақселеу Сейдімбек (марқұм) бірлесіп жазған «ЕЛТҰТҚА» (Елтұтқа. Ел тарихының әйгілі тұлғалары — Астана: KÜL TEGIN, 2001.) кітабында Төле бидің шыққан тегі туралы,  белгісіз бір шежірешілерге сілтеме жасалып « Шежірешілер «тоғыз ұлды Құдайберді әулетінен Төлеге дейін бай да, би де шықпаған. Олар «қарашоғыр» атанған қара шаруа болған» делінген екен.

Ал, бұл кісілер кімге сүйенді екен - деген сұраққа жауап іздеп, «індетіп», іздей бастадық. Біраз әдебиетті ақтарып, бұрынғы  оқыған кітаптарға  қайта «шұқшиып» жүргенімізде, тағы бір қадірменді азаматымыз Ә.Кекілбаевтың  «Үркер» романының («Жазушы» баспасы-1981 ж.) 82-бетіндегі мына жолдарға көзіміз түсті.

...«Қазақ тағының қазіргі иесі әз Тәукенің туған әкесі салқам Жәңгір қиын шатқалдан тау суындай лап қойған Жоңғар тасқынына қарсы тұрар дәрмен таба алмай жаны қарқараға келгенде жер түбінен қол созған да сол Жалаңтөс-ті. Ендеше, хан Тәукеге атасы атасына қадірін өткізген Әйтеке батымды болмағанда кім батымды болмақшы! Әйтеке - Жалаңтөстің әкесі бір, анасы бөлек бауыры Ақшаның үшінші баласы Бәйбектен туған-ды. Жалаңтөс тұсында төбесі көкке бір жетіп қалған исі Сейтқұл, исі Төртқара, исі Әлім, исі Алшынның қазіргі маңдайға ұстағаны да осы – Әйтекетұғын. Сонысын бұлдап, жуан тамырдан өрбіген өктемдігіне баса ма, үш арыс сұхбаттасқан ұлы жиындарда, әйтеуір оның даусы тым ірі шығушы еді. Былайда да ащы дауысты Әйтеке жиын көргенде арқасы қозып, қызыл көрген аш қырандай саңқылдай жөнелуші еді. Онысын жұрт қасындағы екі биден гөрі жуан тұқымынан өрбігендігін көрсеткісі келетіндігі деп пыш-пыштайтын. Шынында да, Ұлы жүздің қамшысын ұстаған Төле би қазақтың ең ірі арысы үйсіннің, үйсіннің ең ірі тайпасы дулаттың, дулаттың ең ірі руы жаныстың ең аз тақтасы Қожамбердіден еді. Қожамбердінің ішінде де Төлеге дейін ауылынан он төбет қатар үріп шыққан бай да, тоқтылы қойдың дауын шешкен би де тумай, «тоғыз ұлды қарашоғыр» атанған Құдайберді әулетінентұғын. Құдайбердіге құдайдың беріп тұрғаны да осы аузын ашса көмейінен серке сөз секіріп шығатын айтқыш Төленің тұсы еді. Ал, арғын Қазыбектің өзінің тегін мошқаған бір мейманасы асқан немені: «Әкем – қара түн, шешем – қара күң, өзі болған жігіттің тегін сұрап не етесің?» – деп қалай отырғызып кеткенін білмейтін кісі исі алашта кем де кем шығар»....

Әйтеке бидің кемеңгерлігіне, көзі қарақты қазақ баласының ешбір шүбәсі болмаса керек. Әйткенмен, Ә. Кекілбаев осы тұста, Олжас ақынның бүгінгі күні мәтелге айналған «Тауларды аласартпай, даланы асқақтатайық» деген жолдарын ұмытып, бір данамызды мақтаймын деп, қалған екеуіне «тісін батырыңқырап» жіберген секілді. Оның үстіне, «мифтік персонаждар» емес, әрқайсысының артында көптеген ұрпақтары қалып, бүгінгі күні бір-бір қауым елге айналған тұлғаларды осылайша мұқатып, кемсітудің ешқандай орыны жоқ еді.

Міне, осы бір қателік дейміз бе, әлде автордың басқаша ниеті болды ма, жоғарыдағы жолдардың арты бүгінгі күні-ақ,  үлкен бұрмалаушылықтарға әкеліп соғуда. Кейінгі кездегі авторлардың бәрі Төле би туралы жазғанда, жоғарыдағы авторларға сілтеме жасап жүр. Ал, болашақта қалай болары тіпті бұлыңғыр.

Ал, шындығында, шамамен, 6 - 7 ғасырлар тоғысында өмір сүрген Қарашаұлы Бәйдібек мен 12-13 ғасырларда өмір сүрген Майқы билерді айтпағанның өзінде, Төле бидің атасы Құдайберді би, әкесі Әлібектің Есім ханның заманында ханның оң тізесінде отырған, қазақтың бір қанаты Үйсін (Ұлы жүз) ұлысының «ұлыс бегі»- биі болғаны белгілі.(Шежірелерде Майқы би деген атпен өмір сүрген бірнеше тұлға кездеседі. Алғашқысы  Майқы би Мәнұлы деген атпен біздің заманымыздан бұрынғы 178-89 жылдары өмір сүрген және аңыз бойынша би атанған тұңғыш адам.Кейбір зерттеушілер оны біздің заманымыздан бұрынғы Үйсін мемлекеті билеушілерінің бірі деп есептейді. Ал, біз айтып отырған, екінші Майқы би Төбейұлы (1105-1225) Шыңғыс ханның замандасы әрі оны хан көтерген 12 бидің бірі болған).

Еліміздің М.Қойгелдиев, Т.Омарбеков, К.Байпақов, Ш.Мұртаза, М. Жолдасбеков бастаған 12 ғалымы мен жазушысының алғы сөзімен шыққан  «Бәйдібек баба-Алып бәйтерек ұрпақтар шежіресі» («Өнер» баспасы 2004 ж.) атты кітапқа сүйенсек, Жаныс – Жортуыл - Жантудың  Жайылмысынан  Қожамберді тарайды.

Қожамбердіден  Құдайберді, Құдайқұл, Кәдірқұл, Кәдірберді, Олжағұл, Сұлтанқұл, Ақберді туады.

Жоғарыда аталған кітап  бойынша «тоғыз ұлды Құдайберді»  атанған бабамыздан Түгелбай, Данай, Ақтай, Бақыбек, Қарашәуке, Қарасопы (Әжібек), Құдайменде, Тоқпан, Әлібек атты ұлдар өрбіген.

Ал, Қазанқап ақынның нұсқасында аздаған өзгешелік бар.

...Қожамбердіден және де,

Туылыпты жеті ұл.

Ақберді мен Құдайқұл,

Ғараптан Нүкіс ел болып,

Қосылады Жамбайға.

Жаспын деп ақшамдайын

Қадірберді, Қадырқұл,

Олжағұл пен Сұлтанқұл.

Құдайберді үлкені.

Есім ханның тұсында,

Осыған билік тіркелді.

Құдайбердінің тоғыз боп,

Туылыпты баласы.

Құдайменде, Тоқпан, Әлібек

Бәйбіше еді анасы.

Бесінші Ақтай, Бақыбек,

Түгелбай, Данай жетінші.

Қариялар санаса.

Қарашәуке біреуі,

Қайрақбермес Тасыбек ,

Сарыарқаның елінде,

Мұрын Найман елінде.

«Төле бидің тарихы» (Қазанғап Байболұлы «Төлеби» кітабы-1993 ж.184-185-беттер).

Тағы бір ескере кететін нәрсе - қазақтың көне тарихы туралы сөз қозғалғанда, халық ауыз әдебиетін айналып өту мүмкін емес.

... «Біз археологиялық, антропологиялық материалдық мәдениетке бай болғанымызбен қазақта жазбаша тарих соншалықты көп емес. Біздің тарих ауыз әдебиеті мен жыр-дастандар, шежірелер мен ауызша тарих айту түрінде сақталған»....( Ш.Уәлиханов атындағы тарих және этнология институтының бас ғылыми қызметкері Зардыхан Қинаятұлы).

Өкінішке орай, жоғарыдағы авторлар осы жағына мән бермеген секілді.Сөзіміздің дәлелі ретінде, Бекасыл әулиенің шәкірті, халық ақыны Қазанғап Байболұлының (1891 – 1945) «Төле бидің тарихы» (Қазанғап Байболұлы «Төле би» кітабы-1993 ж.) дастанынан төмендегі жолдарды келтіре кетейік:

...Қожамбердіден және де,

Туылыпты жеті ұл.

Ақберді мен Құдайқұл,

Ғараптан Нүкіс ел болып,

Қосылады Жамбайға.

Жаспын деп ақшамдайын

Қадірберді, Қадірқұл,

Олжағұл және Сұлтанқұл.

Құдайберді үлкені.

Есімханның тұсында,

Осыған билік тіркелді....(184 бет)

1620 жылы Есiмхан Алтын ханмен, Ноғай ордасымен бiрiгiп, отыз мың қолымен ойратқа шабуыл жасады (Есім ханның «Еңсегей бойлы Ер Есім» атала бастауы осы соғыстан кейін). Қара Ертіс бойында өткен осы соғысқа арғын Ағынтай, алшын Жиембет, қоңырат Алатау, шапырашты Қарасай батырлармен бірге, Құдайберді би де қатысады.

Есім ханның осы жорыққа аттанар сәтін,  өзінің «Еңсегей бойлы ер Есім» (Қазанғап Байболұлы «Төле би» кітабы-1993 ж.) дастанында Қазанғап Байболұлы былай толғайды:...Ынтымақпен сайлады,

-Құдайберді –Жаныстан,

Ең әуелі болғаны.

Орта жүздер сайлады,

Арғын Шаншар мырзаны.

Қаздауысты Қазыбек,

Осыдан тарап шығады.

Кіші жүз Алшын Жидебай,

Баласы мұның Айтеке

Шежіреде шығады....(69-бет).

Ал, Қазыбек бек Тауасарұлыөзінің  "Түп-тұқияннанөзімедейін" кітабындатөмендегідейжолдар бар:

...Есім ойраттарды біржола үнін өшіргісі келді. Сөйтіп, 998 жылы(1620 ж. Ө.Ш.) отыз мың қолмен ойратқа лап қойды....Қара Ертістегі соғысқа....Қарасай батыр қоластында Есімнің белгілі батырлары Арғын Ағынтай батыр, қоңырат Алатау батыр, алшын Жиембет батыр, дулат Жақсығұл батырлар бар еді....Дулат – Жаныс Құдайберді билер де ұрысқа қатысты.... Құдайберді – Төлебидің атасы... (Қазыбек бек Тауасарұлы "Түп-тұқияннанөзімедейін" –Алматы-«Жалын» баспасы-1993 ж.193-бет).

Міне, өздеріңіз көріп отырғандай екі дәуірде –бірі 18-ғасырда, ал екіншісі 20-ғасырда жазылған шығармалар, бірін бірі толықтырып тұр.

Құдайберді бидің туған жылы әзірге белгісіз, ал қайтыс болған жылы шамамен-1627 жылдың бас кезі болса керек. Әкесінің орнына Әлібектің «Ұлыс бегі» болғанын, Есім ханның оған әкесі Құдайбердінің қайтыс болуына байланысты «көңіл» айтқанынан  байқауға болады:

....Мына сәлем ханыңнан,

Қабыл көргін жаныңмен.

Құдайберді баласы-

Әлібек деген Жанысқа,

Әкеңнің берсін иманын.

Аман еді барыста,

Шалқайма жатып алыста,

Жақында болса бірлесіп,

Айқайлағын алысқа.

Хан Тұрсынмен мінеки,

Тағы түстім жарысқа.

Ер өледі намысқа,

Барларыңды қарышта!...

«Еңсегей бойлы ер Есім» (Қазанғап Байболұлы «Төле би» кітабы-1993 ж.-105-бет).

...Аман еді барыста,...яғни, осында айтылған «Барыс» жылы – 1626 жылы Құдайберді әлі өмірден өтпеген.Ал, «Барыстан» кейінгі «Қоян» жылында Есім ханның ордасынан Әлібек биді көреміз.

...Би сайланған Әлібек,

Құдайберді биден соң,

Опат болып жасында,

Құдайменде ағасы....

«Төле бидің тарихы» (Қазанғап Байболұлы «Төлеби» кітабы-1993 ж.185-бет).

Енді, кезектіҚазыбек бек Тауасарұлынаберейік:

... «1005 – қоян жылы (1627 ж.Ө.Ш.)Еділ мен Жайыққа Тобылдан ығысқан қалмақтар шабуыл жасап, Алшындарға күн көрсетпей жатыр деген хабар жетті....Осы ұрыста қаңлы Сарыбұқа батыр кескілесте бір құлағынан айырылып, Түркістанға шұнақ болып қайтты.....Түркістанға келген соң Есім хан сұрапты: -Ей, Сарыбұқа құлағың қайда?-депті...-Құлақты Жайықты жұтпақ болған жайынға бердім депті. Сонда сол жерде отырған Дулат Әлібек би іліп алғандай: - Басқа келген пәледен бастан құлақ садаға,-депті. Бұл кейін мақалға айналып кетті.... (Қазыбек бек Тауасарұлы "Түп-тұқияннан өзіме дейін" –Алматы-«Жалын» баспасы-1993 ж.199-бет).Ауыл арасындағы қатардағы бидің ханмен мәжілістес бола алмайтыны бесенеден белгілі, яғни қайтыс болған Құдайбердінің орнына Әлібектің «би» сайланғаны көрініп тұр. Екіншіден, Әлібектің хан алдында еркін сөйлей алуы да біраз жайды аңғартса керек!

Жоғарыдағы бұлтартпас деректерден, Төле бидің атасы Құдайберді мен әкесі Әлібектің, Ә.Кекілбаев жазғандай  ешқандай «қарашоғыр» емес, Қазақ мемлекеттілігінің нығаюына, қазақ ұлтының тұтастығының сақталуына, өзіндік үлестерін қосқан, билер әулетінен болғанын білуге болады.Тіпті, тереңірек зерттесек, аталған билердің Есім хан тұсында жасалып, халық аузында "Есім ханның ескі жолы" атанып кеткен қазақ халқының ғұрыптық заңдарын жасауға қатысу мүмкіншілігін де жоққа шығаруға болмайды!

Ал, ел аузындағы аңыздарда айтылатын «Әлібек жарлы бопты» деген әңгімелерге келсек, оны Әлібектің би ретіндегі тазалығынан деп түсіну керек. Есім хан 1627 ж. Тұрсын ханды жеңген соң, өз әскерлеріне жеңілген жұртты талауға рұқсат берген (Жасыратыны жоқ, ол замандарда жеңіліс тапқан елді тонау, қазаққа ғана емес, барлық  халықтарға тән дәстүр болған). Әлібек би «дүниеқұмар» адам болса, Қатаған жұртын  тонауда және өзі қатысқан басқа да жорықтарда «би» ретінде молынан  үлес алып, материалдық жағдайын түзеп алар мүмкіндігі болған. Бірақ, «Бүлінгеннен бүлдіргі алма», «Арамнан жемейік, адалдан өлейік» деген халқымыздың даналық сөздерінен өнеге алып өскен, Әлібек би ондай «ұсақтыққа» бара қоймаған болса  керек. Оның үстіне, би түрлі жиындар мен жорықтарда жүргенде үйдегі мал-жанға, тетелес ағасы Тоқпанның қарайлауы, егелік етуі қазақ ғұрпына қайшы емес.

...Туың құлап Тұрсын хан,

Алтын жағаң қисайса,

Ұлы жүз,орта,кіші жүз.

Қадауыңша қыларсың,

Қос-қос жесір аларсың,

Ұлы жүздің ағасы,

Елтірі тонның жағасы

Әлібек би қыласың,

Құдайберді баласы,

Қамыстан көп Жанысым,

Өрнекті жұрт дабысың...

«Еңсегей бойлы ер Есім» (Қазанғап Байболұлы «Төле би» кітабы-1993 ж.-149-бет).

«Малы мыңғырған» бай болмаса да, Әлібектің малсыз болмағанын төмендегі жолдардан байқауға болады:

...Жас күнінде Төлеге,

Әлібек түйе бақтырды.

Көтерем қып иіріп,

Шаңлаққа айдап сап қылды.

Мал бағуға зауқы жоқ,

Қой бақтырса үркітіп,

Бір бұтаның түбінде,

Біреуін бір қаптырды.....

«Төле бидің тарихы» (Қазанғап Байболұлы «Төле би» кітабы-1993 ж.190-бет).

(Шаңлақ (Саңлақ) - ОҚО облысы Төлеби ауданы «Қазақстан» ауылы мен «Майбұлақ» ауылдарының  ортасындағы Сайрамсу мен Балдыбірек өзендерінің оң жағасындағы тастақты жердің атауы).

Қазақтың ғұрыптық заңдарын зерттеп жүрген зерттеушілердің «құлағына алтын сырға» - қазақтың басқа жүздеріне қарағанда,  Ұлы жүзде «ұлыс бегі», яғни  «би» -сайлау өзгешелеу! «Ұлыс бегі», атадан балаға мұрагерлік жолмен қалып, әулеттегі бойынан көсемге тән қасиет табылған  ұлға тиесілі болған. Оған Қоқан, Ресей басқыншылықтарын қоса алғанда XX-ғасырдың басына дейін тайпа билігін  уысынан шығармаған  Төле би ұрпақтарының тарихы куә.

Осы жерде баса назар аударатын мәселе: «Қауға беріп, малға қой» деп жүрген Үйсіндердің  13-14 ғасырлар тоғысында өмір сүрген дулат бегі Әмір Полатшыдан бастап, Төле би мен оның ұрпақтарына дейін жалғасқан, хан билігін онша мойындай қоймауы!М.Х.Дулатидің «Тарих-и-Рашиди» кітабында жазылған, Шағатай ұлысының орнында, «Моғолстан» мемлекетін құрып, Шыңғыс ұрпақтары арасынан «қуыршақ» хандар тағайындап, хан атынан елді басқарған дулат «Ұлыс бегі»  Әмір Полатшы мен оның ұрпақтарының  тарихы мүлдем аз зерттелген. Керей мен Жәнібекке Шу бойы мен Қозыбасыдан  жер бөліп берген де, дулат бектері «тағайындаған»  «қуыршақ» хан Есен бұға емес, дулат бектері болатын.

Өкінішке орай, Қазақ хандығының құрылу барысындағы дулат бектерінің ролін, қазіргі қазақ тарихшылары мен зерттеушілері мойындағысы келмейді! Ал, мемлекетіміздің шынайы тарихын қалыптастырамыз десек, бұл мәселеден айналып өтуге болмайды. Ол үшін,  М.Х.Дулати бабамыздан бастап, ортағасырлық ғұламаларымыздың барлық мұраларын қайта зерттеумен қатар, әлем елдерінің үлкен кітапханалары мен мұрағаттарын ақтаруға тура келеді.

Егер, «Үркер» романының өткен ғасырдың 80-жылдары жазылғанын ескерсек, Әбіш ағамыздың Қазыбек бек Тауасарұлының алғаш рет 1993 жылы жарық көрген  кітабымен таныс болуы мүмкін емес, бірақ, ауыз әдебиетіне назар аударуы керек-ақ еді!

Ал, «Елтұтқада» Қазыбек бек Тауасарұлы мен оның  "Түп-тұқияннан өзіме дейін" кітабы туралы да мәлімет бар. Яғни, авторлардың ол кітапты оқығаны түсінікті, бірақ көзге ұрып тұрған қателіктерге неліктен жол бергені түсініксіз.

Қорыта келе айтарымыз...

Аттары аталған ағаларымыздың  қазақ әдебиеті мен ғылымына сіңірген еңбектерін ешкім жоққа шығара алмайды. Оқырманның қолына әлі талай кітаптары мен көптомдықтары тиері сөзсіз. Тек, кезінде кеткен қателіктерге келесі басылымдарда жол берілмесе  екен деген тілек қана біздікі.

Өмір Шыныбекұлы –тарихшы.



Әбікен Хасенов (1897-1958) является мастером "шертпе кюя". Он искусно освоил исполнительские традиции Тәттімбета и был продолжателем его школы. Кроме того он прославился актерским мастерством: с 1934 года Хасенов работал в Казахском драматическом театре. Он воплотил на сцене образы многих казахских батыров и биев.

В свежем выпуске "Казахской музыки" вы узнаете историю создания известного произведения Әбікена Хасенова "Қоңыр".
қазақша үйренейік
Друзья, ретвиты, лайки и клики на кнопочки "facebook", "ВКонтакте" и "Мой Мир" приветствуются. Спасибо!

При подготовке выпуска были использованы материалы из 1, 2, 3, 4, 5, 6 источников.

Следуйте за мной в твиттер @barkorn



Достар мен қазір 1-ші курсты бітірдім мамандығым Физика-математика және ақпараттық жүйелер мен соның ішінде Жалпы мұғалім таңдадым әрине өз қалауым емес өз шаруама байланысты енді ойларыңды айтыңдаршы менің мұғалім болғым келмейді мен басқа салаға кете аламын ба мысалы мұғалім болсам Дипломда Мұғалім деп жазылып тұрмайды ғой заңгер бола аламын ба немесе басқа салаға бара аламын ба Уйдегілер айтады диплом алсаң кез келген жерге алады деп Жоғары білім болса болды ғой деп Енді сендер айтындаршы Информатика Мұғалімнен басқа қандай салаға кіре аламын ?

Первые стихи Исраила Сапарбая (р. 1941) были опубликованы в 1975 году в коллективном издании «Көктем тынысы».  Поэт написал свыше 70-ти песен и около 150-ти текстов к песням. Айдос Сағат (р. 1970) является идейным  лидером, композитором,  певцом  и  продюсером    поп-фольк  группы  «Үркер», которая  одной  из  первых  подняла  тему  патриотизма и возрождения  национальных  культурных  ценностей  в  своем  творчестве.

В сегодняшнем выпуске "Казахской музыки" вы узнаете историю создания патриотической песни новой волны «Туған елім».
қазақша үйренейік
Друзья, ретвиты, лайки и клики на кнопочки "facebook", "ВКонтакте" и "Мой Мир" приветствуются. Спасибо!

При подготовке выпуска были использованы материалы из 1, 2, 3 источников. Автор выражает благодарность Айдосу Сағату за содействие в подготовке подкаста.

Следуйте за мной в твиттер @barkorn

Смотреть клип


Ұры - вор
Арты - здесь: позади
Қуыс - здесь: погоня 

қазақша үйренейік
У вора позади погоня.

Так принято говорить о человеке, который совершил неблаговидный поступок и который своим поведением выдает себя. По значению соответствует русской пословице "на воре шапка горит".

(интерпретация моя)


Алдырған - здесь: обворованный
Ана - мать
Қойын - пазуха; место между грудью и прилегающей к ней одеждой
Ашу - здесь: раскрывать

қазақша үйренейік
Обворованный родную мать обыщет.

Так принято говорить о человеке, у которого что-то украли и который в связи с этим начинает ко всем относиться с подозрением.

(интерпретация моя)


Қой - овца, баран
Алдыру - допустить, чтобы отняли; допустить, чтобы украли
Қора - здесь: овчарня
Бекіту - здесь: укреплять 

қазақша үйренейік
Допустил кражу овец - укрепил овчарню.

Так принято говорить о беспечном человеке, который не сделает необходимого заранее, прежде, чем его не вынудят к этому обстоятельства. Соответсвует русской пословице "гром не грянет, мужик не перекрестится".

(интерпретация моя)


В Великой степи человек и его конь сошлись неразлучными спутниками. Еще у Геродота можно встретить: "У каждого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в глаза..." ("История", 4-я книга "Мельпомена"). Прототипами кентавров в греческой мифологии также послужили древние кочевники, проживавшие восточнее от греков. Европейцу неведом был стиль езды, когда лошадь управлялась при помощи ног, предоставляя рукам огромную свободу действий и маневра. Говоря о казахах, много позже у Левшина встречаем такое описание: "Искусство ездить верхом, с самого младенчества приобретаемое киргиз-казаками, составляет первое гимнастическое их достоинство. Они, так сказать, родятся на лошадях и с самими дикими из оных обращаются необыкновенно смело и ловко" (А. Левшин, "Описание орд и степей казахов"). Радлов пишет о казахах так: "Для киргиза лошадь - это высшее средоточие красоты, жемчужина среди всех его животных" (В.В. Радлов, "Тюркские степные кочевники").

Наверное, ни у одного другого народа нельзя встретить такое отношение к лошадям, как это было и есть у казахов. Нигде в другом месте судьбы человека и его верного коня не переплетались так тесно, как это было у кочевников в Великой степи. Исходя из этого, мне было интересно узнать, как много у нас в стране памятников, увековечивших человека и его коня. И результат заставил поразиться: конных памятников в стране, действительно, очень много. Исходя из какого-нибудь критерия мы, возможно, находимся впереди планеты всей по количеству памятников, кто знает.

Полная подборка конных памятников Казахстана


Жығылу - сваливаться, падать, опрокидываться
Нар - нар 

қазақша үйренейік
Если падать, то с верблюда.

Это выражение используют, когда хотят призвать брать от жизни все, не мелочиться. Также существует вариант "жығылсаң нардан, тәлтіректеп аяғың әлдеқайдан". Соответствует аналогам на русском языке: "гулять, так гулять", "проиграть, так миллион", "спать, так с королевой", "помирать, так с музыкой".

(интерпретация моя)


Қазан - казан, котел, здесь: очаг
Басқа - другой, чужой
Қайғы - печаль

қазақша үйренейік
У чужого очага другая печаль.

Выражение используется в ситуации, когда человеку неоткуда ждать помощи и он вынужден рассчитывать только на свои силы, потому что остальные люди выражают равнодушие к его проблеме. Иначе говоря, у каждого свои прблемы.

(интерпретация моя)


Көру - видеть, зреть, смотреть
Түйе - верблюд

қазақша үйренейік
Кто не хочет видеть, тот не заметит даже верблюда.

Так принято говорить об упрямом человеке, который, несмотря на очевидность явления, события, продолжает отрицать действительность и настаивать на своем, не понимая и не признавая простые очевидные вещи.

(интерпретация моя)


В последнее время, на фоне интеграции с Россией, российские политологи (историки, эксперты, и т.п.) "пугают" нас разными прогнозами -- то китайцы наплывут, то афганские моджахеды, то тотальная исламизация нам грозит. Естественно, от всех бед нас спасет матушка Россия.

Временами им в унисон подпевают некоторые наши "местные авторитеты". Допустим, политолог Лаумуллин говорит, что нельзя допустить объединения исламской оппозиции с национал-патриотической. А Марат Шибутов предрекает, что исламисты в будущем станут самой серьезной оппозицией.

Если включить фантазию на максимум, то это попытка раздробить народ на куски, чтобы глотать было легче. Есть часть населения, которая не приветствуют Евразийский Союз, особенно, когда РФ давит на нас, чтобы поскорее к ним прикрепились. Достаточно чувствительная часть населения. Раз их нельзя целиком поглотить, то нужно их максимально раздробить -- на "националистов" и на "исламистов", для начала. А то и глядишь, они сами между собой будут мочится, что им будет не до Евразийского Союза с РФ.

Аналогичная кампания была в адрес Украины, когда оранжевые победили. Российская эксперты тогда выпускали статьи в промышленных масштабах о том, что по сути украинцы -- это не единая нация. Есть Восточная Украина, есть Западная. Предрекали развал страны на три части -- Запад, Восток и Крым на юге. Также без конца пугали, что тотальный терроризм и исламизация грозит Крыму.

Возвращаясь в Казахстан, российские идеологи, конечно же, не ограничиваются угрозами китаизации, исламизации, терроризации. Российские и проросийские аналитики пишут о провале программы "Оралман". Краткое содержание сводится к тому, что оралманы -- бездельники, нахлебники, отбросы общества. Зря их Казахстан вернул. Более того, именно оралманы являются ядром протестных настроений. Они же бездельники, скоро выйдут на улицу.

Местные будут ненавидеть оралман, националисты будут ненавидеть "исламистов", и т.п. Какую еще категорию населения они выберут для представления в качестве очередной угрозы Казахстана и властям? Могут объявит о западном или южном сепаратизме, я полагаю.

-------

Ну, это если включить фантазию на максимум. Давайте не будем увлекаться фантазией, а просто примем тот факт, они анализируют ситуацию в Казахстане.

Тогда они ошибаются, предполагая, что будет разделение людей на "националистов" и "исламистов".

Начнем с оттуда, откуда в исламском мире появилось разделение на "исламистов" и "националистов".

Начало 20 века. Последнее "мусульманское государство" в лице Османской империи развалилось. Весь исламский мир колонизирован западными империями. Именно в эти времена появляется критическая масса политических деятелей в мусульманских народах, которые начинаются обсуждать разные вопросы -- начиная от роли Шариата в общественной жизни и до независимости родных краев.

В первой половине 20 века в арабских регионах очень популярные движениия Вахаббия и Ихваны Муслимин (Братья-мусульмане). Если первые идеологически больше заботились о том, что вернуть мусульман на "чистый ислам", который практиковался во времена Пророка, то вторых больше волновал вопрос о том, что мусульмане управляются "западными законами", а не Шариатом (их цель -- установление шариата в землях, населяемых мусульманами). Как мы видим, обе цели глобальные и чрезмерно политизированные.

Ваххабия становится господствующей идеологией в Саудовской Аравии и свободно практикуется в территориях, где правили Саудиты. Братья-мусульмане в большинстве в своем находятся в оппозиции, потому что в странах их присутствия управляют монархии, поставленные западными странами или же страны до сих управляются назначенцами из метрополии (позже этими странами начнут управлять диктаторы из числа военных и националистов).

Часть населения этих стран разочаровываются в "Братьях-мусульманах", потому что они больше озабочены глобальными вопросами, и мало что предлагают и делают для людей конкретного региона. У простого араба, испытывающие бытовые трудности, нет желания обсуждать господство Шариата на Ближнем Востоке. Ему нужна работа, образование, деньги, дом.

Тогда и начинает набирать обороты движения националистов -- Баас. Их идеи популярны среди людей среднего класса и военных. Также, националисты (Баас) встречают поддержку у арабов-христиан, арабов-алевитов, друзов, и прочих арабо-язычных меньшинств, которые видят в идее национализма противовес и защиту от исламских идеи Братьев-мусульман.

Примерно так начинается противостояние в арабском мире "исламистов" и "националистов". Когда говорят СССР, многие представляют Россию. Что свойственно России, многие приписывают также и СССР. Здесь тоже аналогичный случай -- пример арабов политологи и эксперты склонны обобщать на весь мусульманский Восток, и делить политические движения в мусульманских народах на "исламистов" и "националистов".

-------

Ошибка заключается в том, что политическая культура окраин (или приграничных регионов) исламской географии кардинально отличается от арабской.

Интеллигенция индийских мусульман, индонезийцев, турков, албанцев, боснийцев, татар, уйгуров, казахов, узбеков не заботились о переустройстве исламского мира и установлением Шариата во всем исламском мире. Давайте это посмотрим на примере тюрков.

В начале 20 века, тюрки в основном жили в Османской империи и Царской России. Были тюрки в Иране, Китае и Большой Британской Индии, но не так много, как в первых двух государствах.

В Османской империи появляется движение, известное под названием "Младотурки". Чуть позже в Царской России появляется движение, известное как "Джадиды", куда и можно отнести абсолютное большинство казахских общественных деятелей в революционные период, включая Алаш-ордынцев. Эти люди в большинстве в своем получили образование в Европе, включая российские образовательные учреждения. Есть выпускники образовательных учреждений Стамбула и Каира.

Вопросы младотурков и джадидов одинаковые. Как так получилось, что мы отстали от Европы? За счет чего они вышли вперед? Почему мы, мусульмане, отрицаем европейский парламентаризм и выборы, хотя в Исламе есть понятие "шура" (принятие коллективного решения компетентными лицами)? Почему в большинстве наших медресе устаревшая программа и преподаются только религиозные дисциплины? Где и как будут учить мусульмане математику, физику, литературу, языки? 

Мы можем принять то, что дает современная Европа -- государственное устройство, система образования, и прочие полезные вещи. Мы можем критиковать собственную историю и собственных авторитетов, потому что мы отстали от других. Мы должны исправить допущенные ошибки в прошлом. В том, чего достигли европейцы, слишком много полезного и необходимого, и мы не можем просто так отказаться от них, в качестве причины указывая, что все это приходит к нам от "кафиров".

Были ли эти люди мусульманами? Да, однозначно, еще какими! В отличие от арабских общественных деятелей, наши изначально руководствовались национальными интересами. Более приземленными, и в то же время более актуальными для их, собственных, народов.

Вот отрывок из стиха Магжана Жумабаева.

Жұмсақ мінез жібектер,
Суттей таза жүректер,
Қасиетті тілектер — 
Мен жастарга сенемін!

Тау суындай гүрілдер, 
Айбынды алаш елім дер,
Алтын Арка жерім дер, 
Мен жастарға сенемін!

Қажу бар ма тұлпарға, 
Талу бар ма сұңкарға?! 
Иман күшті оларда, 
Мен жастарға сенемін!..

Алаш — айбынды ұраны, 
Қасиетті Құраны. 
Алаштың олар құрбаны, 
Мен жастарға сенемін!
Мен сенемін жастарға: 
Алаш атын аспанға 
Шығарар олар бір таңда, 
Мен жастарға сенемін!

Кто же он? Исламист или националист? В отрывке есть ноты как национализма, так и религиозные нотки вроде "Иман күшті оларда" (У них сильная вера во Всевышнего). Иман -- слово с арабскими корнями, означающее веру в Аллаха. А как же насчет "Қасиетті Құраны?

Этих людей можно называть мусульманами-националистами, так как являясь мусульманами, они не ставили перед собой решения политических вопросов, стоящих перед всей мусульманской уммой.

Либо назвать просто националистами. В таком случае, нужно признать, что в тюркской политической культуре нет понятия "исламизма", таковой, в каком виде он присутствует в арабской политической жизни. Были и есть небольшое количество лиц, которых волнуют вопросы Халифата, и т.п., но на политической сцене эти люди не были серьезной силой.

-------

Давайте дадим пример из современности.

Политологи называют "умеренно-мусульманским", "представителями мягкого ислама" Партию Справедливости и Развития (AKP) в Турции, и опять же, отождествляют с "Братьями-мусульманами". Арабский шаблон применяют к Турции. Эти ваши турецкие умеренные мусульмане еще те националисты и пантюркисты.

Турецкий Президент, посещая Москву, заглядывает еще и в татарский Казань. Посещая Пекин, заезжает в Урумчи, чтобы вместе с уйгурами помолиться на пятничном намазе. В Иране, помимо столицы Тегерана, он бывает еще и в Тебризе, столице иранских тюрков. Бывая в Косова, он открывает турецкую школу в Призрени, место накопления балканских турков. Турецкие политики очень часто собирают целые стадионы своих сограждан в европейских городах, призывая их к активности в Европе, в разных сферах жизни, чтобы еще более эффективней и мощней лоббировать интересы Турции.

Признаками "исламской" идентификации этой партии являются, мнению политологов:

1.  Наличие соперничающей националистической партии (MHP -- ПНД -- Партия Национального Действия)

2.  С 2002 года, как правит данная Партия, Турция очень много внимания уделяет Ближнему Востоку, нежели независимым и зависимым тюркским государствам

Да, есть ПНД, но это больше партия крайних националистов, чем просто националистов. Эта партия почти маргинальная, и большую погоду в политике не делает. Основной лозунг электората этой партии "У турка нет друга кроме турка". Они -- жертвы долголетней государственной пропаганды, им, бедным, учили, что весь мир настроен на тотальное уничтожение турков, поэтому у них чрезмерно крайние взгляды. Являясь националистами, они также выдвигают и смешанные лозунги вроде "Наша родина Туран, наша книга -- Коран". Недавно активно проголосовали за разрешение хиджаба и тюрбана в государственных учреждениях. Являясь крайними националистами, они видят ислам неотъемлемой частью своей идентичности. В последние годы наблюдается отток электората этой партии к правящей Партии Справедливости и Развития.

В Турции также есть еще более "исламисткие" партии -- Saadet Partisi (партия благоденствия) и HAS Partis (Голос Народа). Весь мир их называет исламистами. Эти партии являются политическим крылом движения Milli Gorus. Название переводится как "Национальное видение". Почему у исламисткого движения такое "национальное" название? А потому что в тюркской политической культуре не делятся на националистов и исламистов, повторюсь еще раз.

Касательно второго пункта. Турция долгие годы торговала только с ЕС и США, как и большинство других стран третьего мира торговали в основном либо с капиталистическим западом, либо с СССР и членами Восточного Пакта.

Любая здоровая и политически более-менее независимая страна больше торгует со своими соседями, чем далекими странами. Это выгодней и больше отвечает национальным интересам. Правящая партия (Развития и Справедливости) просто исправила этот дисбаланс, помимо старых партнеров, начала торговать и со своими соседями, открывать границы, заключать торговые союзы, и т.п. Политологи восприняли это как мусульманскую солидарность. Конечно, солидарность это есть, но не такая "исламисткая", как они полагают. А прагматичная, в которой больше роли играет экономика и геополитика. Помимо увеличения обоюдных визитов и торговли с Ираном, Ираком и Сирией, Турция под началом этой партии также делает аналогичные шаги с Грецией, Болгарией, Македонией, Сербией. Но про восточно-европейских соседей Турции политологи предпочитают молчат, ибо им это невыгодно. Они скажут Иран-Ирак-Сирия и скажут, что Партия Справедливости и Развития является исламским.

К тому же, правящая партия решила из старых проблем делать новые возможности. Если раньше Турция конфликтовала со всеми странами (РФ, Китай, Иран, Ирак, Сирия, Грузия, Украина, Болгария), где были тюркские меньшинства, или странами (Армения, Греция), которые конфликтовали с другими тюркскими странами, теперь Турция использует тюркские меньшинства как фактор сближения двух стран. Активно развивает торговлю и культурные связи, используя родственные элементы.

Если Турция перестала призывать к независимости татар и уйгуров, это не значит, что у власти не националистичны. Просто турки стали более реалистичны, и стали выдавать кредиты уйгурам и татарам, чтобы те возили турецкие товары в Китай и РФ. Всем хорошо, и туркам, и меньшинствам, и Китаю с РФ спокойней. С одной стороны, все выигрывают экономически. С другой -- тюркские меньшинства засчет более тесного взаимодействия с Турцией развивают свои национальные этно-культурные особенности.

Правящие националисты поняли, что без здоровых отношений с Китаем, они мало чего полезного могут сделать уйгурам. Без дружбы с РФ и Китаем, им нечего делать в родственной, но далекой Центральной Азии. Торговля идет через Иран, нефть и газ поступает от РФ. Китай уже вторая мировая держава. Пора искать себе реальное место, а не строить наивные иллюзии насчет "Большого Турана/Туркестана".

Поведение турецкой Партии Справедливости и Развития напоминает действия алаш-ордынцев и других джадидов в Царской России. Они были жесткими националистами, но предпочитали договариваться, а не воевать. Делать уступки, чтобы спасти нечто большое. Предпочитали мирно решать вопросы как с царем, так и Ленином. Хоть и были все они убиты, зато они выполнили свою задачу -- сохранили народ и добились национальных границ. 

Также не был "исламистом" покойный Тургут Озал. Имея частичное курдское происхождение, он был здоровым турецким националистом и в какой-то степени пантюркистом. Его тоже западные политологи называются исламистом, непонятно за что. Наверное за то, что регулярно читал намаз и ходил в мечеть.

-------

Тюркские народы преимущественно исповедуют суннитский ислам ханафитского мазхаба. В этом мазхабе этнические особенности исповедующих народов редко вступают в противоречие с религией.

Почитание предков приветствуется в Исламе. Ислам призывает почаще посещать могилы предков и читать молитвы. Временами приносить жертвы от их имен. Также, Ислам призывает крепко держатся за родственные отношения, в здоровом смысле. Почаще ходить и звать в гости. Поддерживать в трудные минуты. Пожертвования (садака) нуждающимся родственникам ценятся выше, чем посторонним лицам. Наурыз, возможно, происходит от зороастрийцев-огнепоклонников, но разве казахи празднуют Наурыз ради поклонения огню? Содержание и суть праздника уже совсем другое. Дарить радость тем же близким -- друзьям, родственникам и соседям. Такие действия тоже поощряются религией.

Возможно, именно это сделало тюркских мусульман более националистичными. Но самое главное, факт в том, что этническая и мусульманская идентичности тюрков всегда была в гармонии, а не поводом для разделения.

-------

В Казахстане, Турции и прочих тюркских странах есть движения вроде Хезболлах, Хизбут-Тахрир, Ахмадия, салафиты (политизированых, имею в виду) и т.п. Но это чужеродный элемент, почти во всех случаях финансируемые из за зарубежа. Во всех тюркских странах они присутствуют в качестве маргиналов, а не серьезным общественным или политическим движением. Может эксперты их называют "исламисткой оппозицией"?

Они не являются авторитетом для местных мусульман. В их рядах есть местные, но в малом количестве. Они не будут делать погоду в политической культуре страны. Они здесь для определенных целей и задач.

И уже тем более они не оппозиция. Просто тупо перекройте финансовые потоки из других стран и вышлите инородных эмиссаров, так сразу их активность спадет и количество рекрутов снизится до нуля.

Экспертам не стоит дискредитировать всех мусульман, ассоциируя местных мусульман с вышеотмеченными организациями. Например, Марат Шибутов под "исламистов" прописал всех тех, кто ходит в мечеть. Также, он как бы уверен, что именно те, кто ходит в мечеть, станут главной угрозой для власти. Власти ошибаются, допуская строительство мечетей, говорит он.

Это глупость или сознательный призыв от Марата Шибутова к властям, мол, мочите всех мусульман пока не поздно?

Больше всего борьбы против Хизбут-Тахрир и прочих политизированных организации проводятся именно в мечетях, просвещая потенциальных жертв о том, что на самом деле из себя представляют эти организации. Все мечети в Казахстане подчиняются Духовному Управлению Мусульман Казахстана, а не каким-то "исламистам", как Марат, наверно, думает.

Никто мечети просто так на ровном месте не строит. В первую очередь, это обращения граждан. Более того, даже не обращение, а инициатива граждан, которые хотят в своем районе мечеть. Граждане коллективно собирают средства, очень часто находятся люди, которые берут большую часть расходов на себя, опять же добровольно. При нехватке их усилия к делу подключается ДУМК. Только пара-тройка мечетей в обоих столицах строились по инициативе государства, а не граждан.

-------

Опять возвращаясь к "Братьям-мусульманам" и "Ваххабия" в арабских странах. Наверно, российские и наши эксперты чистосердечно думают, что в прогнозируемом будущем их модели будут привлекательны для мусульман Казахстана, соответственно, у нас появятся их аналоги, пользующиеся массовой поддержкой.

Хотелось бы успокоить -- наша "тюркская" модель более живуча и привлекательна.

"Вахаббия" развивалась как господствующая система, а "Братья-мусульмане" как постоянно оппозиционная. Мир стал глобальным, стираются границы. Ваххабиты не могут управлять всем миром, но им приходится интегрироваться с миром. А Братья-мусульмане пришли к власти (Египет, Тунис) и поняли, что быть во власти -- это другое, чем быть в оппозиции. Обе движения пересматривают свои первоначальные принципы.

Саудиты (ваххабиты) пару лет назад дали право голоса женщинам. А "Братья-мусульмане" как в Тунисе (Ан-Нахда -- Возрождение), так и в Египте (Партия свободы и справедливости) заявили, что примут светскую конституция, а не Шариат. Их трансформация будет дальше продолжатся.

Теперь, когда они получили желанную свободу действии, им придется много чему учится. Арабу-мусульманину в Египте придется идти к своему соседу, православному копту, вместе занять деньги у светского немца, купить у израильского еврея франшизу на определенную модель капельной системы орошения земли, а потом придется договариваться с католиком из кенийского народа луо о том, чтобы тот не перекрыл воды Нила.

Им придется спустится на землю и решать конкретные вопросы. Придется научится находить общий язык и интересы с людьми разных национальностей, религий и мировоззрения. Они перестанут пускать слюни при виде девушек в мини-юбках. Перестанут ругать их, угрожая адом. Ибо они больше не в оппозиции. Их больше никто не угнетает.

Обобщаю, конечно, но примерно так. Они придут к тому, что уже веками практикуют большинство мусульман в приграничных регионах исламской географии.

В этом мире вопросы решает тот, кто открыт к диалогу, сотрудничеству и разнообразию. В этом плане, грош цена прогнозам таких экспертов, если они серьезны.

В наших регионах нет политического исламизма (поклонников всемирного Халифата), а мусульмане и есть те самые националисты. Являясь в определенной степени националистами, они не являются нацистами или фашистами.

Тот же самый ИДУ (Исламское движение Узбекистана) не может набрать 500 человек из более чем 3 миллионного узбекского населения Афганистана и растворились среди пуштунских талибов.

Не знаю, какая будет оппозиция и власть, но казахов нельзя разделить на "националистов" и "исламистов", еще раз. Лучше придумать другую угрозу.

p.s. картина с Алаш-ордынцами взята из форума designer.kz (приношу свои извинения автору)